Что нужно знать о газе



Примеры монтажа



Как нас найти

    

Что нужно знать о газе.

Газ сжиженный нефтяной (ГСН) - именно так в профессиональной среде называют автомобильную пропан-бутановую смесь. По составу смесь близка к бытовому газу, который разливают в баллоны и развозят по дачам-деревням, где нет магистрального газа. Все же сразу нужно оговориться, что применять бытовой газ в качестве топлива не рекомендуется, так как степень очистки от примесей там на порядок ниже.

Нефтяной газ представляет собой смесь пропана, бутана и незначительного количества (около 1%) непредельных углеводородов. Фактически на автомобильные газонаполнительные станции поступают две марки газа, регламентируемые соответствующими ГОСТами: зимняя (85-95% пропана) и летняя (45-55% пропана). Такое сочетание учитывает свойства СНГ в зависимости от окружающей температуры и позволяет круглый год эксплуатировать автомобиль на газе.

Давление газа зависит от температуры окружающей среды и варьируется в пределах от 0,4 до 16 атмосфер (1,6 Мпа). Из названия можно понять, что газ хранится в баллоне в жидком состоянии, которое поддерживается при определенном соотношении давления и температуры. Давление на жидкую фазу создается насыщенными парами, интенсивность испарения которых зависит процентного соотношения пропана и бутана в смеси. Пропан начинает испаряться при -40С0 , бутан только при температуре около 0С0. Поэтому зимой на одном бутане не уедешь, просто не будет давления в системе, а газ самотеком (как и бензин без насоса) в двигатель не пойдет.

Следует знать, что в целях безопасности баллон нельзя заполнить на 100%, как только объем заправки составит 80-90%- сработает ограничитель и прекратит заправку. Сделано это для того, чтобы в баллоне не возникло избыточное давление в экстремальных температурных условиях (+45С0). Но даже если баллон полностью заправить и выставить на солнцепек, то вряд ли что-нибудь случится: во-первых, баллон спроектирован с 3-4х кратным запасом прочности (выдерживает давление до 60-80 атм.), а даже в таких условиях давление не превысит 25 атм.; во-вторых, современная баллонная арматура автоматически сбросит избыточное давление через сбросной клапан до необходимой величины.

Сжиженный нефтяной газ учитывается как и бензин в литрах (1 литр СНГ стоит в 1,5-2 раза дешевле бензина АИ-92). Расход пропан-бутана выше, чем на бензине на 10-15%, что объясняется меньшей объемной теплотворностью этого топлива. Учитывая, что полезный объем баллона составляет 80% от полного, одной заправки 50-литрового баллона легковой машине хватит на 450-550км.

Что касается заправочных станций (АГНС - автомобильная газонаполнительная станция), то число их выросло многократно за последние четыре года. Особых проблем с заправкой нет ни в городе, ни на трассе.

Компримированный природный газ (КПГ)-метан, представляет собой газ сжатый до 220 атмосфер. Природный газ обладает незаурядными достоинствами: высокое октановое число, максимальная полнота сгорания и дешевизна (и если стоимость нефтяного газа зависит от цен на нефть, то стоимость метана зависит от государства и меняется редко). Но есть и существенный недостаток: высокое рабочее давление предъявляет серьезные требования к оборудованию (прежде всего к баллонам), что увеличивает затраты на переоборудование по сравнению с пропаном в 3-4 раза.

Как уже было отмечено выше, рабочее давление КПГ - 220 атм., и так как метан заправляется в газообразном состоянии, учитывается он в кубических метрах. Несложно подсчитать, что в 50-литровый баллон (для пропана и для метана они разные, т.к. рабочее давление отличается на порядок) можно утрамбовать около 11 кубометров метана (50 л * 220 атм. = 11000 л).

Расход 1 кубометра метана приблизительно равен 1 литру бензина, а для двигателей, рассчитанных под 92-95 бензин, эквивалентный расход будет даже меньше одного куба, т.е. на одном баллоне (те же 50 литров) можно проехать всего 110-150 км, что меньше в 3,5 раза по сравнению с пропаном при том же объеме газового баллона. Но учитывая, что стоимость 1 кубометра метана составляет треть от цены 1 литра бензина АИ-92, то можно смириться с небольшим пробегом на одной заправке (или с большим баллоном на борту).

А заправиться можно в любое время дня и ночи, но самих заправок очень мало, что как правило тоже немного отталкивает клиентов.

Что выбирать- решать Вам. Для владельца легкового авто мы посоветует сжиженный нефтяной газ. Затраты на переоборудование минимальные, заправок много, пробег на одной заправке приличный. Для коммерсантов, активно эксплуатирующих транспорт, и расположенных неподалеку от АГНКС, разумным выбором будет метан. Несмотря на дорогую установку, экономия на топливе будет намного выше.